5 группа МБДОУ детский сад № 32, ст. Каневская

Консультация «Чем занять ребёнка в свободное время?»

В наше время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми или внуками. В субботние или воскресные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, что бы его хватило и для выполнение домашних дел, и для более продолжительной прогулке, и для просмотра детской телевизионной передачи с последующим обсуждением её, и для занятия любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет- надо помочь ребёнку найти его.

Ребёнок с интересом прислушивается и присматривается к взрослым, к окружающему его миру, делает открытия для себя. И важно в этот момент стать настоящим другом ребёнку, научить его использовать свободное время, что бы он почувствовал его, необходимость своего труда, занятий, игр.

Для игр нужны игрушки. Совсем не обязательно дорогостоящие, магазинные. Игрушки можно сделать своими руками.

На что следует обращать внимание на занятиях с детьми дома?

Во- первых, на самостоятельность - сам придумал, вырезал, склеил, построил и т. д. В то же время не следует отказывать малышу в помощи, когда он встречается с какими-то трудностями.

Во-вторых, что бы он бережно хранил свои поделки. Важно не упускать случая, что бы подтолкнуть фантазию, воображение ребёнка. Например: малыш помогал вам перебирать фасоль, рис. По окончанию работы предложите сыну или дочери выложить из них «дорожку», «цветочек» или другие формы. Выпел малыш компот, съел варенье - остались косточки: соберите их, подвигайте по столу, что бы что-то получилось. Хороши для рассматривания воздушные рисовые хлопья. Их форма может напомнить кого-то или что-то. Вдруг узнается червячок, цыплёнок и т. д.

Попробуйте изготовить самоделки с детьми, учитывая их возможности и способности. Малыши должны почувствовать, что самоделка доставляет радость и взрослым.

Игра в четыре руки. Эту игру придумал мой внук Даниил, когда ему было три года. С большим удовольствием играли в неё. Мы садились с противоположных сторон «пианино», пели и аккомпанировали каждый на своей стороне.

Сделать «пианино» совсем просто - сложите прямоугольник из плотной бумаги вдоль длинной стороны. Затем сделать сгибы на лицевую сторону. Что бы «пианино» не разъезжалось на столе, укрепите его на картоне и наклейте полоски чёрной бумаги.

Лото. Для того чтобы понять, интересно ли вашему ребёнку лото, можно использовать обычное, взрослое. Если ему понравится расставлять бочонки, а также вытаскивать их из мешочка – значит, всё хорошо. А этот процесс для детей, как правило, очень увлекателен. Как только он «освоил» игру, отправляйтесь в магазин за детским вариантом,  в отличие от обычного, оно развивающее – с буквами, цифрами, фигурками. В такой игре ребёнок быстрее ровесников начнёт считать, выучит буквы, фигуры или цвета.

Домино. Домино малыши начинают понимать ещё раньше. Детских вариантов – десятки. Ребёнок изучает животных, птиц и многое другое в простом процессе.

Игры с фишками. Такую игру можно как приобрести в магазине, так и нарисовать самостоятельно. Фишками в этом случае будут служить пуговицы, а кубик сделайте из пластилина.

Кегли. Научите ребёнка сбивать кегли, а также бегать вокруг них, объезжать их на велосипеде. Это хорошая тренировка меткости, внимания.

Классики. В детстве каждый из нас постигал азы этой игры. Сделать это можно как во дворе, так и дома.

Забавные опыты для детей.

Дети очень любят учиться чему-то новому, экспериментировать и проводить опыты с новыми вещами. Несомненно, такие занятия очень полезны для детского развития в любом возрасте!

Хочу предложить вам несколько интересных и весёлых экспериментов, которые вы можете провести дома с детьми.

Прыгающее яйцо. Нам понадобится: уксус, яйцо, чашка, ложка. Положите яйцо в уксус на 2-3 дня. Вы заметите, что скорлупа полностью растворится. Яйцо стало упругим, похожим на резиновое, можете попробовать бросить его с небольшой высоты, и оно не разобьётся)

Волшебные чернила. Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно. Нам нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги, и мы увидим, как волшебные чернила темнеют и их становится видно.

Съедобные молекулы. Нам понадобится: зубочистки, ягоды (любые, на ваш вкус). Соединяем зубочистки и ягоды, чтобы получились молекулы, потом наслаждаемся с ребёнком химической вкуснятиной)

Цветное молоко. Нам понадобится: молоко жирное, средство для мытья посуды, пищевые красители (несколько цветов, тарелка. Нальём молоко в тарелку, затем капаем в молоко краситель (капли должны быть рядом друг с другом). Добавляем средство для посуды и смотрим как краски начинают двигаться. Для ребёнка это будет очень увлекательным зрелищем!

Зыбучие пески. Нам понадобится: кукурузный крахмал и вода. Смешиваем ингредиенты до консистенции мёда. Отдаём ребенку и пусть он пробуем засунуть туда руки, двигать ими по кругу сначала быстро, затем медленно, пусть он почувствует разницу — как реагирует эта масса на скорость движения руками.

 «В игры играем — речь развиваем».

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности ребенка, его умственного и речевого развития велико. Поэтому родителям развивать речь необходимо с самого раннего возраста. В младшем дошкольном возрасте дети в буквальном смысле копируют своих родителей, поэтому родителям важно следить за своей речью, так как она является примером для подражания. Общаясь друг с другом, говорите полными предложениями, не искажайте звуковую оболочку слова, говорите с ребенком на языке взрослых, не сюсюкайтесь. При задержке речевого развития ребенку гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе. Из-за неправильного произношения нескольких групп звуков, нарушения слоговой структуры слова, бедности словарного запаса, речь детей становиться мало понятной окружающим, невыразительной. Поэтому дети замыкаются в себе, начинают стесняться, а в некоторых случаях даже проявляют агрессивность и обидчивость. У детей наряду с указанными речевыми особенностями отмечается недостаточная сформированность неречевых процессов, которые тесно связаны с речью: память, внимание, мелкая и общая моторика, словесно-логическое мышление. Если ребенку своевременно не помочь, то в дальнейшем ему будет еще сложнее освоить школьную программу, так как все эти трудности проявятся в ошибках при письме и чтении, то есть нарушение устной речи перейдет в нарушение письменной речи. Задача родителей не откладывать решение проблем на потом и как можно быстрее обратиться к специалистам.

Каждый родитель с интересом наблюдает за развитием своего ребенка и ему очень хочется, что бы он правильно выговаривал звуки, говорил полными предложениями, и родители могут ему помочь. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Для этого не обязательно отводить определенное время. На прогулке, или занимаясь домашними делами, вы можете одновременно поиграть с ребенком.

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

«Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) .

И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.

«Игры на кухне» .

«Волшебные палочки». Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.

 «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

«Один –много», одна морковь - много моркови.

«Один, два, пять», одно яблоко, три яблока, пять яблок.

«Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Давно известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию речи.

Одной из форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

цок-цок-цок, цок-цок-цок.

Скачет резвый табунок.

(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?

разминать пальцами пластилин, глину;

нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

играть с песком, водой;

резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)

рисовать различными материалами(ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).

Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаю успехов!

Приучайте детей собирать для поделок цветные обложки от тетрадей, конфет, шоколада, мыла. Всё это пригодится при оформлении поделок. Если нет под рукой готового клея, сварите сами клейстер, из крахмала или пшеничной муки.

Клейстер из крахмала:

В не большой посуде развести крахмал холодной водой. Затем при непрерывном помешивании в него вливают тонкой струёй кипяток. Если клейстер сразу не заварится, до загустения его следует греть на слабом огне. Нельзя допускать кипячения клейстера, так - как при этом увеличиваются его клеящие свойства. Клейстер можно приготовить и другим способом: сначала вскипятить воду, затем вливать тонкой струёй крахмал, предварительно разведённый холодной водой.

Состав: крахмал (1 чайная ложка, холодная вода (5 чайных ложек, крутой кипяток (0, 5 стакана). Вместо крахмала можно брать 2 чайные ложки пшеничной муки.

Мало увлечь детей, вызвать интерес. Не менее важно научить ребёнка дисциплине труда - доводить начатое дело до конца, даже если интерес уже потерян. Надо помнить, что в жизни часто приходится выполнять интересную работу. Девизом должна стать пословица: «Взялся за гуж- не говори, что не дюж».

Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым. Но зато она даёт ребёнку возможность приобщиться к творчеству, пережить радость созидания.

Шарик лучше делать из плотной цветной бумаги, можно использовать старые цветные открытки. Вырежьте четыре круга, пропорциональные размеру трубочки, сложите стопкой и одновременно сразу во всех кругах сделайте четыре отворота, склейте за отвороты все круги. При склеивании последнего отворота введите в середину трубочку и бросьте вовнутрь несколько маленьких пуговок, косточек, или скрепок, чтобы «гремели».

Из бумажных трубочек можно сделать: счётные палочки, флажки, вертушки, настольные лампы, торшеры, грибы, бинокли и т. д. В зависимости от того, какого размера и радиуса должны быть трубки, их накручивают на спицы, круглые пеналы, пузырьки банки.

Игрушки- скульптуры из сложенного вдвое листа.

Для них потребуется плотная бумага, рисовальная или настольная. Способ изготовления прост: сложите бумагу пополам, со стороны линии сгиба нарисуйте половину нужной фигуры, затем приступайте к вырезыванию. Игрушки можно раскрасить или оформить аппликацией - наклеить необходимые детали. Можно вырезать зверушек, для игры в «зоопарк», «транспорт», «улицу города». Старшие дети могут сделать эти игрушки для младших.

Много говорится сейчас о трудовом воспитании детей, о профориентации. Дошкольникам, разумеется, рано выбирать будущую профессию: в этом возрасте одно влечение быстро сменяет другое. Но любовь и уважение к труду, элементарные трудовые навыки необходимо воспитывать уже сейчас.


20 февраля 2022 в 22:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.